Броненосец монитор чертежи. Башенные броненосцы - Monitor. Мониторы в бою

Броненосец монитор чертежи. Башенные броненосцы - Monitor. Мониторы в бою

Когда в 1861 году в Соединенных Штатах началась гражданская война, флоты европейских держав уже были вооружены неуклюжими броненосными батареями времён Крымской войны, а первый французский мореходный броненосец «Глуар» успел вступил в строй. Однако в конструкции европейских броненосцев было мало действительно нового. Настоящей революцией в военном кораблестроении стал американский «Монитор», спущенный на воду 30 января 1862 года – именно он во многом определил концепцию дальнейшего развития капитального корабля. Первый в мире башенный корабль, первый броненосец береговой обороны специальной постройки, участник первого сражения броненосных кораблей, революционное оружие и один из символов Гражданской войны в США – всё это о броненосце «Монитор», спроектированном изобретателем Джоном Эрикссоном .

Всё в этом корабле было или самым современным, или изобретённым специально для него: едва выдающийся над водой прочный и лёгкий железный корпус, минимальная высота надводного борта, железная броня на толстой деревянной подложке, паровые котлы и машина, расположенные ниже уровня воды. Такая конструкция делала «Монитор» очень сложной целью для вражеской артиллерии – в этот корабль было трудно попасть, еще труднее было пробиться к его жизненно важным механизмам.

Не менее впечатляющей была и степень механизации корабля. Малогабаритная, надёжная и эффективная паровая машина с оппозитным расположением цилиндров, паровые насосы и опреснитель воды, принудительная вентиляция помещений, паровой привод подъема и вращения башни… Все эти машины и механизмы позволили максимально сократить численность экипажа, а, значит, и стоимость содержания броненосца. Наконец, главным нововведением стала башня, прикрытая толстой броней, вращавшаяся на 360 градусов и имевшая почти круговой сектор ведения огня. В башне были установлены две крупнокалиберные бомбические пушки с боекомплектом из сплошных ядер, бомб и бронебойных снарядов.

Впрочем, «Монитор» имел и серьезные недостатки – крайне плохую мореходность, низкую скорость, весьма ограниченный обзор из броневой рубки, совершенно не подходящую для тарана носовую часть и крошечный запас плавучести. Тем не менее, этот корабль стал быстрой и качественной реализацией удачной концепции, имел успешную боевую биографию и по праву заслужил статус национального символа США.

В новом интерактивном проекте портала Warspot вы можете ознакомиться с внешним видом и внутренним устройством американского броненосца «Монитор», описанными на основании архивных чертежей, свидетельств современников и фактически сохранившихся частей корабля.

Элементы корабля обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с тем или иным элементом, наведите курсор на соответствующий маркер и щёлкните по нему.


Двигательная установка


Двигательная установка броненосца «Монитор»: 1 – перо балансирного руля; 2 – четырехлопастной гребной винт; 3 – паровой конденсатор; 4 – паровая машина; 5 – платформа под паровую машину; 6 – угольный бункер; 7 – коробчатый огнетрубный паровой котел; 8 – дымовая труба; 9 – вентиляционная труба.

Перо балансирного руля

При перекладке балансирного руля встречные потоки воды содействовали его отклонению своим давлением на заднюю часть пера. Это позволяло прилагать меньше усилий для вращения штурвала при ручном приводе руля. Балансирный руль позволял обойтись одним членом экипажа (рулевым) для управления кораблем.

Четырехлопастной гребной винт

На большинстве винтовых пароходов середины XIX века устанавливали двухлопастные гребные винты, которые имели больший КПД, но часто ломались. По замыслу изобретателя, более прочный винт с четырьмя лопастями должен был работать плавнее и тише. На практике оказалось, что вращаясь, такой винт приводит к столь же сильным сотрясениям кормы, что и двухлопастной – проблема состояла в форме рабочей поверхности винта. Однако для военного корабля большая надежность четырёхлопастного винта была важнее.

Паровой конденсатор

Паровые котлы могут превращать в пар пресную или соленую морскую воду. Для кипячения соленой воды нужно потратить больше угля, а соли, оставшиеся после испарения воды, засоряют котел и вскоре приводят к поломке паровой машины. Очевидно, что лучше всего питать котлы пресной водой, однако в открытом море ее неоткуда взять. Можно везти пресную воду с собой, но в таком случае она займет много пространства и будет тяжелым бесполезным грузом. Эрикссон решил эту проблему. До начала работы котлы заполнялись пресной водой, затем выработанный пар приводил в действие паровую машину, после чего охлаждался и оседал в специальном конденсаторе. Затем конденсат снова подавался в котлы. Хотя часть воды испарялась, и приходилось брать соленую забортную воду, это был более эффективный способ, чем простое использование соленой воды. Побочным, но не менее важным эффектом стала возможность опреснять воду для нужд экипажа. Дальность действия пароходов в море больше не ограничивалась наличием пресной воды.

Паровая машина

Одной из ключевых идей, реализованных при строительстве «Монитора», стала минимально возможная высота надводного борта – защитить механизмы корабля должна была сама толща воды. Для этого нужно было разместить эти механизмы ниже ватерлинии – проблема состояла в габаритах обычных паровых машин. Эрикссон не мог просто взять и поставить на свой броненосец готовую паровую машину – она была бы слишком громоздкой и не уместилась бы только в подводной части. Инженер справился с задачей, создав компактную машину с оппозитным расположением цилиндров.

Угольный бункер

Бункеры (угольные ямы) предназначались для хранения каменного угля – топлива для паровых котлов. Их старались расположить как можно ближе к машинному отделению, чтобы было проще подавать топливо к котлам. Для команды любого парохода погрузка угля была самым тяжелым и неприятным занятием. Кроме того, после ее завершения требовалось отмыть внутренние помещения от вездесущей угольной пыли. Помимо основного назначения, на военных кораблях бункеры служили защитой машинного и котельного отделений (пробив борт, вражеский снаряд должен был застрять в угле). Кроме того, заполненный топливом бункер служил для поглощения осколков и энергии взрыва. Так, угольный бункер толщиной 2750 мм был эквивалентен 114-мм железной броне.

Коробчатый огнетрубный паровой котел

Для обеспечения паром основной и вспомогательных паровых машин на «Мониторе» установили четыре огнетрубных коробчатых котла, в каждый из которых уголь загружался в одну топку. Огнетрубными называют паровые котлы, в которых продукты сгорания топлива движутся внутри труб, снаружи омываемых водой. Корпус огнетрубного котла заполняется питательной водой с таким расчетом, чтобы она покрывала все поверхности нагрева и огневую камеру с учетом возможных кренов и дифферентов судна. Расход воды, испарившейся в котле, восполняется подачей свежей воды.

Дымовая труба

Дымовая труба служила для отвода из паровых котлов продуктов сгорания, а также увеличения тяги в топках котлов. Первоначально высокая цилиндрическая труба предусмотрена не была, а роль дымоходов выполняли два невысоких короба. В боевом положении они убирались, тяга резко падала, и максимальная скорость броненосца снижалась с 7 до 5 узлов. После сражения на Хэмптонском рейде на «Монитор» была установлена новая высокая цилиндрическая труба, которую при необходимости можно было снять силами экипажа.

Вентиляционная труба

Как и в случае с дымовой трубой, исходный проект «Монитора» не предусматривал наличия вентиляционной трубы – воздух в машинно-котельное отделение поступал через два решетчатых люка. Такое инженерное решение не обеспечивало людей и котлы достаточным количеством свежего воздуха, кочегары и машинисты жаловались на жар и духоту. Кроме того, даже при плавании в закрытой акватории в вентиляционные люки часто попадала вода. Проблему решили, установив над люками съемные цилиндрические вентиляционные трубы. Тяга в воздуховоде вентиляционной системы увеличилась, вода перестала заливать машину. Следует отметить, что «Монитор» был первым броненосцем нового типа, а потому степень влияния повреждений дымовых и вентиляционных труб на его скорость оставалась неясной. Боевой опыт подсказал, что прямое попадание в трубы случается очень редко, а труба, пробитая осколками – все равно лучше, чем ничего.


Полномасштабная реплика паровой машины броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org

Башня и артиллерия

Бронированная башня с круговым сектором вращения считается «изюминкой» проекта «Монитор». Принято считать, что конструкцию этого сложного и причудливого механизма разработал сам Эрикссон, однако это не так. Изобретателем башни, использованной на «Мониторе», стал американец Теодор Тимби. В конце 1840-х годов он разработал башню для военных нужд армии и флота. Для демонстрации своего изобретения Тимби изготовил масштабную модель, которую продал администрации Белого дома. За использование своей башни в конструкции первого монитора Тимби получил 13 500 долларов, что составило 5% от общей суммы выплаченных вознаграждений. Известно, что Эрикссон старался не акцентировать внимание на этом вопросе – видимо, его вполне устраивало повсеместное использование термина «башня Эрикссона» .


Схема орудийной башни броненосца «Монитор»: 1 – правая паровая машина привода вращения; 2 – механизм привода вращения; 3 – вооружение (две 11-дюймовые пушки Дальгрена); 4 – тяга механизма поднятия башни; 5 – броневые заслонки пушечного порта; 6 – листы брони на крыше башни; 7 – люк в крыше; 8 – железные балки крыши; 9 – броня башни.

Правая паровая машина привода вращения

Для вращения башни использовался своеобразный механизм, по своему действию схожий с домкратом. Вначале две паровые машины приподнимали всю башню над палубой корабля, а затем привод вращения поворачивал ее вокруг своей оси. После этого башня снова опускалась на палубу. В бою осколки снарядов нередко попадали в щель между поднятой башней и палубой – иногда это приводило к заклиниванию башни и невозможности её вращения.

Механизм привода вращения

Полное круговое вращение осуществлялось за 22,5 секунды. При этом моряки отмечали, что навести башню точно на цель невозможно.


Офицеры осматривают башню броненосца «Монитор» после боя на Хэмптонском рейде. На броне видны вмятины от снарядов «Вирджинии»
history.navy.mil

Вооружение

Орудия конструкции американского изобретателя и артиллериста Джона Дальгрена, вероятно, были самыми удачными представителями класса бомбических пушек. В 1822 году французский генерал Анри Пексан предложил вместо многочисленных мелкокалиберных пушек вооружать корабли несколькими пушками наибольшего из возможных калибров. Принцип действия бомбических пушек основывался на том, что попадание одной начиненной порохом бомбы нанесет врагу куда больший ущерб, чем попадания нескольких небольших ядер или бомб, сравнимых с ней по весу. Поскольку основной урон должен был наносить взрыв, а не удар, особого значения скорость снаряда не имела, и можно было выстрелить более тяжелой бомбой на большее расстояние. Первые образцы бомбических пушек могли стрелять только бомбами, но по мере совершенствования технологии изготовления этих орудий к 1850-м годам из них стало возможно вести огонь любыми типами боеприпасов.

Первые «дальгрены» поступили на вооружение американского флота в 1855 году (это были 152-мм пушки). Вскоре номенклатура орудий была расширена, и началось производство целой линейки калибров: 6, 8, 9, 10, 11 и даже 15 и 20 дюймов. За характерную внешность за пушками Дальгрена закрепилось прозвище «бутылки с содовой» . 11-дюймовая пушка была разработана и принята на вооружение в 1856 году. Всего до 1864 года на государственных арсеналах и частных сталелитейных заводах было изготовлено 465 единиц.

Основные характеристики гладкоствольных дульнозарядных бомбических пушек Дальгрена с броненосца «Монитор»

Регистрационный номер

27 «Worden»; 28 «Ericsson»

Год производства

Материал ствола

Калибр (диаметр ствола)

279 мм (11 дюймов)

Вес порохового заряда

6,8 кг (15 фунтов)

Типы снарядов

чугунное сплошное ядро весом 166 фунтов (75 кг); разрывная бомба весом 133,5 фунта (60 кг); стальное бронебойное ядро весом 166 фунтов (75 кг)

Длина ствола

4,089 м (161 дюйм)

Вес ствола

7130кг (15 720 фунтов)

Изготовитель

Арсенал в Вест-Пойнте (West Point Foundry)

Текущее состояние

на консервации в Морском музее в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния


11-дюймовая пушка Дальгрена и ее обслуга. Палуба американского шлюпа «Кирсардж». Сидней, 1869 год
history.navy.mil

Во время сражения между «Монитором» и броненосцем конфедератов «Вирджиния» ни один из них не смог пробить вражескую броню. Если для «Вирджинии» это можно объяснить отсутствием в её боекомплекте бронебойных снарядов, то ситуация с федеральным броненосцем была более сложной. После печально известного инцидента на борту шлюпа «Принстон», когда разорвавшаяся бомбическая пушка убила членов американского правительства, янки решили ограничить вес пороховых зарядов. Согласно правилам, вышедшим в 1860 году, для 11-дюймовой пушки Дальгрена следовало использовать заряд пороха весом 6,8 кг. Известно, что специально для сражения с «Вирджинией» для пушек «Монитора» было произведено 48 чрезвычайно дорогих и сложных в изготовлении стальных бронебойных ядер. Энергии от сгорания почти семи килограммов пороха было недостаточно, чтобы разогнать столь тяжелые ядра до скорости, необходимой для пробития брони «конфедерата».

После сражения на Хэмптонском рейде вес заряда увеличили до 9 кг, при использовании которого 102-мм броня «Вирджинии» могла бы быть пробита с дистанции около 240 м (согласно результатам официальных испытаний). Фактически же броня южного броненосца была низкого качества и не могла соперничать со сплошными бронеплитами британской выделки, на которых испытывались «дальгрены» северян. Кроме того, во время войны янки безопасно использовали заряд весом в 15 кг, а это значит, что бронебойные возможности 11-дюймового «дальгрена» были еще выше.

Броня башни

Вертикальная поверхность башни состояла из восьми слоев железных листов толщиной 25,4 мм каждый – листы этой импровизированной брони скреплялись насквозь заклепками. Никакой подложки для улавливания осколков предусмотрено не было. Если сравнивать наборную многослойную броню из однодюймовых листов с эталонной сплошной броней британской выделки, то она примерно наполовину слабее (по данным английских натурных опытов конца 1860-х годов). Северяне располагали технической возможностью изготовления сплошных бронеплит (что и было сделано для броненосца «Нью-Айронсайдс»), но производство многослойной брони было проще, быстрее и намного дешевле.


Консервация оригинальной башни и пушки броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org

Конструкция корпуса


Конструкция корпуса броненосца «Монитор»: 1 – железные шпангоуты; 2 – вертикальная подложка бортовой брони (дуб толщиной 356 мм); 3 – дубовые бимсы палубы; 4 – горизонтальная подложка бортовой брони (сосна толщиной 356 мм); 5 – палубный настил и подложка бронепалубы (сосна толщиной 178 мм); 6 – броня борта (три-пять железных листов, толщина каждого листа – 24,4 мм); 7 – броневая палуба (два железных листа, толщина каждого листа – 12,7 мм).

В начале 1860-х годов гражданские и военные паровые суда строились, в основном, из дерева. Корпуса деревянных пароходов расшатывались от сильной вибрации механизмов, были пожароопасными, тяжелыми и недолговечными. Куда более прогрессивным материалом для строительства судов с паровой машиной стало железо. При постройке небольших судов оно использовалось еще за полвека до начала Гражданской войны, однако янки строили деревянные суда почти до конца XIX века, что объясняется изобилием в США дерева и большими пошлинами на ввоз железа из Европы. Кроме того, в середине XIX века в США еще не существовало мощной металлургической промышленности. Не спешили переходить на изготовление железных корпусов и верфи – американским рабочим не хватало квалификации, а многие судостроители не могли приобрести дорогостоящие машины для обработки железных листов и профилей.

Все это отразилось на конструкции корпуса «Монитора». С одной стороны, броненосцу не нужно было «отрабатывать» вложенные в него деньги (в отличие от коммерческого судна), поэтому при его постройке использовалось более дорогое железо. С другой – Соединенные Штаты оставались аграрной страной с развивающейся промышленностью, чей уровень был далек от английской и французской индустрии. Поэтому даже при строительстве такого революционного корабля как первый башенный броненосец, широко применялось дерево. По сути, «Монитор» был композитным кораблем – из железа изготовили его набор (киль и шпангоуты) и наружную обшивку, а бимсы палубы были дубовыми.

Листы обшивки корпуса имели небольшую длину и ширину, благодаря чему их было легко изгибать и устанавливать. Гибка листов производилась с помощью вальцов, которые можно было регулировать для придания листам необходимой кривизны. При этом форма листов была простой. Чтобы получить лист сложной формы, его следовало нагреть до красного каления и выковать на ковочном штампе. В условиях нехватки времени судостроителям пришлось остановиться на простой форме корпуса и не использовать листы сложной формы. В итоге угловатость корпуса негативно сказывалась на скорости и мореходности корабля. Как только не глумились газетчики над «гадким утенком» Эрикссона, но в истории осталось наиболее широко известное прозвище – «головка сыра на плоту» (иногда переводят как «бочонок на плоту»).

Выбор места для быстрой постройки железного броненосца был крайне ограничен. Фактически он свелся к самому технически передовому металлообрабатывающему предприятию Севера – Континентал Айрон Уоркс в Нью-Йорке (Continental Iron Works). Строительство корпуса велось очень быстро – от его закладки до спуска на воду прошло всего три месяца.


Продольный разрез корпуса броненосца «Монитор» по башне (из комплекта оригинальных чертежей)
monitor.noaa.gov

Носовая часть


Носовая часть броненосца «Монитор»: 1 – жилые помещения; 2 – каюты офицеров; 3 – цепной ящик; 4 – боевая и ходовая бронированная рубка; 5 – шахта якоря; 6 – спасательная шлюпка.

В носовой части броненосца располагались жилые помещения и кладовые. Каюты, располагавшиеся ближе всего к боевой и ходовой рубке, занимали офицеры (это было сделано, чтобы они могли быстрее попасть в центр управления кораблем).

Бронированная боевая рубка была одновременно и ходовой рубкой. Таким образом, и в бою, и во время переходов управлять «Монитором» приходилось из тесного помещения с минимальным обзором. Первоначально рубка имела кубическую форму (то есть, с вертикальными стенками), но слабость такой конструкции проявилась во время боя на Хэмптонском рейде. В ходе модернизации защиту рубки усилили скосами до уровня наблюдательных щелей – после этого центр управления кораблём стал иметь почти пирамидальную форму.

По замыслу Эрикссона, в боевой обстановке ни один из членов экипажа не должен был находиться вне защиты брони, поэтому якорь был подвешен в специальной шахте на носу корабля. С одной стороны, это позволяло поднимать и опускать его, не поднимаясь на палубу, с другой – сильно снижало прочность носовой части. Первый же бой «Монитора» (с «Вирджинией») сопровождался обменом таранными ударами, нередки были тараны и в дальнейшем. По этой причине носовую часть первых серийных мониторов (типа «Пассаик») усилили, убрав шахту для якоря из чертежей.


Оригинальный якорь броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org

Основные характеристики броненосца «Монитор»

Монитор (башенный корабль береговой обороны)

Полное водоизмещение

Длина, ширина, осадка

54,6 × 12,6 × 3,2 м

Двигательная установка

1 оппозитная двухцилиндровая паровая машина (320 индикаторных л. с., 240 кВт)

2 коробчатых огнетрубных котла

1 четырехлопастной гребной винт

Наибольшая скорость

6 узлов (11 км/ч)

49 человек

Вооружение

две 11-дюймовые (280 мм) гладкоствольные дульнозарядные пушки Дальгрена

железная броня (площадь бронирования – 100%): башня – 8 дюймов (203 мм); полный пояс по ватерлинии – 3–5 дюймов (76–127 мм); верхняя палуба – 1 дюйм (25 мм); броневая рубка – 9 дюймов (229 мм)

Башенные броненосцы (равно как и броненос­ные тараны) впервые появились по другую сторону Атлантики, в Североамериканских Соединенных Штатах, расколотых кровопролитной гражданской войной. Как известно, порты южан блокировал феде­ральный флот. Остро нуждаясь в оружии, боеприпа­сах и других товарах, доставляемых из Англии и Франции, конфедераты неустанно искали способы прорыва блокады. Их положение усугублялось тем, что почти все имевшиеся до войны военные суда оказались в руках федералов, а для постройки новых боевых единиц мятежникам не хватало мощностей имевшихся у них судостроительных заводов.

Соперничать с Севером в количестве кораблей обычных типов южане не могли, и это побудило их обратить внимание на новые идеи. «Превосходство в численности можно компенсировать неуязвимос­тью», - писал руководитель морского департамента Конфедерации южных штатов. - Надо бороться же­лезом против дерева».

Летом 1861 года в захваченном южанами Нор­фолке начались работы по переоборудованию по­врежденного пожаром федерального парового фре­гата «Merrimack» в таранный броненосец. Это не ус­кользнуло от внимания северян. 3 августа того же года в конгрессе решался вопрос о выделении 1,5 млн долларов на создание «одного или несколь­ких броненосцев и плавучих батарей». 7 августа морской департамент обнародовал тактико-техниче­ское задание и назначил весьма сжатый срок пред­ставления чертежей и расчетов - 1 сентября.

Комиссия выбрала сразу три из 16 поступивших на конкурс проектов. Первые два - броненосный корвет «Galena» водоизмещением 965 тонн и броне­носный фрегат «New Ironsides» (4277 тонн) - пред­ставляли собой вполне обычные корабли с батарей­ной палубой и принципиально не отличались от тех, что строились в Европе. Зато третий проект, который представил инженер шведского происхождения Джон Эриксон (John Ericsson; 1803-1889), был со­вершенно необычным.

Корпус его корабля, обшитый железными листа­ми, находился почти целиком под водой, так что борт возвышался над водной поверхностью всего на 40-50 сантиметров. Благодаря этому паровые котлы и машина нахо­дились ниже ватерлинии и бы­ли защищены от вражеских ядер слоем воды. Над совер­шенно гладкой палубой возвы­шалась лишь бронированная башня с двумя тяжелыми орудиями, две невысокие прямо­угольные дымовые трубы и не­большая боевая рубка. Парус­ное вооружение вообще отсут­ствовало.

В 1854 году, во время Крымской войны, Эриксон уже предлагал свой проект Наполе­ону III, но французский импе­ратор предпочел высокоборт­ную броненосную батарею. Американцы поначалу тоже склонялись к тому, чтобы от­вергнуть чересчур смелую и необычную идею. Но, вспом­нив о «Merrimack», спешно пе­реоборудовавшемся в Норфол­ке, руководители морского де­партамента США решили пойти на риск. Ведь ни один другой проект в принципе не позволял соединить столь мощную защиту и артиллерию, как у Эриксона. Сыграли свою роль и высокая инженерная репутация шведского эмигранта, а также его обещание постро­ить корабль за сто дней.

В конце концов изобретателю предложили стро­ить корабль за свой счет, обязываясь выплатить всю сумму контракта (275 тысяч долларов) в шесть при­емов, по мере завершения определенных этапов ра­бот. Последний платеж предполагался после победы корабля Эриксона над «Merrimack» и подтверждения в бою заявленных достоинств. Эриксон принял это условие и взялся за работу, в ходе которой не раз убедился, сколь правильным оказалось решение строить «Monitor» (Наставник) - так он назвал свое детище - на собственные деньги. Монтаж корабля шел вполне успешно, однако хор скептиков и недоб­рожелателей не только не умолкал, но даже усили­вался. Чины флота, газеты, политические и общест­венные деятели находили в нем все новые и новые недостатки.

Одни утверждали, что вражеские ядра вызовут такие сотрясения башни, что артиллеристы не смогут в ней находиться. Другие опасались, что моряки не вынесут жизни в помещениях, находящихся ниже ва­терлинии, и требовали соорудить на палубе жилую надстройку. Третьи предрекали, что «Monitor» вооб­ще не сможет держаться на воде, а если сможет, то стрельба окажется невозможной.

Все это побудило морской департамент потребо­вать внести изменения в конструкцию строящегося корабля. Видя в этом угрозу затягивания срока сда­чи корабля, Эриксон заявил в ответ: «Monitor» при­надлежит мне, а я отказываюсь вносить какие-либо изменения». Его твердость, как показали дальней­шие события, оказалась спасительной для северян.

В самом деле, контракт на постройку был заклю­чен 4 октября 1861 года. Но со стапеля на воду «Мо­нитор» сошел лишь 30 января 1862 г. - спустя 4 ме­сяца после начала строительства, а не через три, как предусматривал контракт. Только 19 февраля Эрик ­сон установил в его башне два 279-мм гладкостволь­ных дульнозарядных орудия Дальгрена.

Палуба корабля возвышалась над водой всего на 0,4 метра, что в сочетании с огромной башней выгля­дело весьма необычно. Не случайно посторонние на­блюдатели сомневались не только в способности «Monitor» вести бой, но и в том, что он способен про­сто плавать в море.

Только 25 февраля на корабль, все еще не при­нятый морским департаментом, прибыл его первый командир - лейтенант Джон Уорден. Таким обра­зом, пустые придирки, необдуманные требования, а главное - задержки платежей, привели к тому, что броненосец был готов с 44-дневным опозданием. Еще девять дней ушли на окончательные приготов­ления, и 6 марта «Monitor» вышел в свой первый по­ход. Через три дня состоялся его знаменитый бой на Хэмптонском рейде с броненосцем южан «Virginia» (так они назвали «Merrimack» после вступления в строй).

Блистательный исход этого боя заставил всех го­ворить об Эриксоне как о национальном герое Аме­рики. Морской департамент выплатил задолженные ему 68750 долларов и приобрел, наконец, «Monitor» в полную собственность. Через три недели Эриксон получил благодарность Конгресса, его избрали чле­ном Национальной академии наук, присудили золо­тую и серебряную медали Румфорда.

А сам «Monitor» стал первым в истории броне­носцем нового типа, который дал название целому классу таких кораблей.

«Монитор»
USS Monitor

Броненосец «Монитор»
Служба
США
Класс и тип судна броненосец
Организация ВМС США
Изготовитель Нью-йоркская судоверфь
Строительство начато 4 октября 1861 года
Спущен на воду 30 января 1862 года
Выведен из состава флота 29 декабря 1862 года
Статус затонул
Основные характеристики
Водоизмещение 987 тонн
Длина 52 м
Ширина 12,5 м
Осадка 3,2 м
Бронирование железо
Скорость хода 8 узлов (14,8 км/ч)
Экипаж 59 человек
Вооружение
Артиллерия Две 279-мм гладкоствольные пушки Дальгрена
Медиафайлы на Викискладе

История появления

Недостатки

Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке, «Монитор» обладал множеством недостатков.

Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшим развивать скорость всего в 9 узлов . Однако даже такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море, которое было всего в 2-3 балла , но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной, и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы, и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.

Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству заместителя командира корабля лейтенанта Грина башня вращалась то туго, то легко и быстро: «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».

Многие недостатки корабля можно было бы исправить, но завершившееся строительство «Виргинии» потребовало немедленного ввода «Монитора» в строй.

Битва на рейде Хемптон-Роудс

В ходе боя броненосца южан «Виргиния» против блокадной эскадры северян 8 марта 1862 года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Виргиния», не понеся никаких ощутимых потерь, уничтожила два мощных корабля противника («Камберленд» и «Конгресс») и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером «Монитор» оказался последним средством, способным оказать сопротивление «Виргинии».

Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (John L. Worden) . Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грин (Samuel Dana Greene ), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (Alban C.Stimers ), служивший на «Мерримаке» до его захвата.

После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на «Мониторе», пользуясь паровым приводом поворота башни, разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для её защиты, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.

Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой, и приказы передавались через матросов, бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на «Мониторе» были людьми сухопутными, и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта, вскоре были затёрты, и Грину часто приходилось вести стрельбу, полагаясь лишь на собственную интуицию.

Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику, лейтенант Уорден попытался таранить «Виргинию» со стороны винта. Однако «Виргиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее, залп «Монитора» с минимального расстояния пробил-таки броню «Виргинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой, и течь не образовалась. В свою очередь, капитан «Виргинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на «Виргинии», корабль лишился ещё в предыдущий день в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низко сидящий в воде «Монитор» тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.

В башне «Монитора» кончились ядра, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку, «Виргиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре «Монитор» вернулся в бой.

К исходу третьего часа боя наводчики «Виргинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан «Монитора» Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грин, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив, и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда, не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка, устала как физически, так и психологически. Грин писал:

«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно чёрным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть - с тем же успехом я мог попытаться взлететь».

Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом «Монитора» и позднее требовал отстранения Грина от командования. Ряд газет (как Севера, так и Юга) прямо обвинял экипаж «Монитора» в трусости.

Командование «Виргинии» было удивлено отходом «Монитора» (он казался противнику неповреждённым) и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Виргиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся

Вместо того чтобы принять которую-нибудь из форм прежних судов, мы видим, что монитор не имеет с ними никакого сходства, и даже можно сказать, что он совершенно им противоположен во всех отношениях. Судно, которое будет летать по воздуху, вероятно, не удалится настолько от общей идеи, как подводный монитор, прорезающий или ныряющий в волнах. Он уничтожает даже различие между силою 100-пушечного корабля и двухпушечной вращающейся батареи... Одним словом, монитором обозначается новая эра в истории государств. Ч. Бойнтон

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Монитор (класс корабля)

    ✪ Подъем останков боевых кораблей Пинской флотилии. Монитор "Винница" и бронекатер БК №205. ВМФ

    ✪ Д/ф - Поисковая экспедиция на корабль Пинской военной флотилии - Монитор «Смоленск». ВМФ

    Субтитры

Появление мониторов

Мониторы ВМФ США

Американский флот, впервые воплотивший идею монитора, построил значительное количество кораблей этого класса. На основании опыта действий во время Гражданской Войны 1861-1865 американские адмиралы длительное время считали мониторы лучшими военными кораблями; дополнительным фактором было то, что преобладавшие в то время изоляционистские воззрения предполагали основной задачей броненосных кораблей береговую оборону.

  • USS Monitor - единичный корабль, родоначальник класса.
  • Тип «Пассаик » - первые серийные мониторы, 10 единиц
  • Тип «Каноникус » - улучшенная версия типа «Пассаик», 9 единиц
  • USS Onondaga - единичный корабль, первый двухбашенный монитор
  • USS Roanoke - единичный корабль, трёхбашенный монитор, перестроенный из деревянного винтового фрегата
  • Тип «Миантономо » - серийные двухбашенные мониторы
  • Тип «Амфитрит » - «капитально модернизированные» (де-факто построенные заново) в 1877-1896 мониторы типа «Миантономо».

Мониторы в бою

Первый бой броненосцев, а именно «Монитора» и казематной «Вирджинии» (в отечественной литературе закрепилось первоначальное название - «Мерримак») произошёл 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде в ходе Гражданской войны в США . Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки «Вирджинии», представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям, а ядра «Монитора» вылетали со сниженной начальной скоростью из-за уменьшенных пороховых зарядов, предусмотренных из опасения разрыва установленных на нём новейших орудий Дальгрена. Если бы корабли были подготовлены к бою друг с другом, вероятно, что результаты поединка были бы иными.

Де факто патовый результат боя не помешал северянам объявить о своей победе, что серьёзно повлияло на оценку данного класса кораблей; вскоре на воду был спущен крупный флот мониторов, бывших в большей или меньшей степени увеличенными копиями своего родоначальника. Среди них были как корабли для рек и прибрежных районов, так и мореходные, и даже океанские, многие эксперты склонялись ко мнению, что мониторы в ближайшем будущем вытеснят все остальные типы боевых кораблей.

Между тем, в открытом море мониторы оказались очень уязвимы: сам первый «Монитор» утонул во время шторма у мыса Гаттерас , другой - на стоянке в порту от захлестнувшей его палубу с открытыми люками волны. Естественно, уже при незначительном волнении ни о каком ведении монитором боя речи тем более не шло. Кроме того, мониторы почти не имели запаса плавучести и шли на дно от малейшей пробоины в подводной части, то есть, не обладали живучестью - способностью оставаться на поверхности воды и продолжать бой при получении повреждений. Разработка же тяжёлых орудий, способных эти повреждения им нанести несмотря на броню, была лишь делом времени, не говоря уже о минах и вскоре появившихся торпедах.

Будучи, благодаря сочетанию мощной брони и практически кругового обстрела из орудий главного калибра, превосходными кораблями для боя, мониторы оказались ужасны с точки зрения службы мирного времени: условия нахождения экипажа на их борту были близки к нестерпимым. Так, температура в машинном отделении, заключённом внутри почти полностью находящегося под водой железного корпуса, достигала 62°С, при этом вентиляционные люки на палубе приходилось держать закрытыми уже при небольшом волнении, так как волны перехлёстывали через низкий борт. Остальной экипаж также размещался ниже ватерлинии, в условиях недостаточной вентиляции, тесноты и темноты.

Для мореходного броненосца оказалось необходимо иметь высокий борт, пусть даже и не полностью защищённый бронёй, а также обширные небронированные корпусные и палубные надстройки для размещения экипажа и других целей. В результате эволюция броненосных кораблей пошла по другому пути - вместо целиком закованных в броню «неуязвимых» мониторов стали строить корабли, имеющие сравнительно узкий пояс по ватерлинии и большой запас плавучести, за счёт чего они не тонули даже при принятии на борт большого количества воды через пробоины от снарядов или торпед.

В то же время, мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус » (1916, 8000 т, 2×381 мм) и «Робертс» (1941, 9100 т, 2×381 мм), а также советский «Хасан» (1942, 1900 т, 6×130 мм). Также в какой-то мере их развитием стал самостоятельный тип корабля -

Когда в море впервые встретились броненосцы в битве железных кораблей?
Как ни странно, но произошло это в США во время гражданской войны. В этот день в 1862 году в гавани Хэмптон Роудс (в устье Джеймс-ривер) произошло первое в мире сражение между двумя броненосными кораблями — "Монитором" северян и "Виргинией" южан.
20 апреля 1861 года войска южных Штатов захватили военно-морскую базу Госпорт в Виргинии, где им достался паровой фрегат "Merrimack". Правда, северяне успели его поджечь а затем и затопить на отмели. Вся верхняя часть корпуса до ватерлинии сгорела, а отсеки были заполнены водой.
Южане, практически не имевшим военно-морского флота, решили создать из трофея корабль нового типа. Идея обшивать корабли железом тогда уже была не нова - ещё в 1854 году французы начали строительство трёх плавучих батарей, деревянные борта и палубы которых обшили толстыми железными плитами. При бомбардировке русской крепости Кинбурн в 1855 году они успешно использовались против русских береговых батарей.
И вот американцы в центральной части корпуса захваченного корабля из дубовых и сосновых досок толщиной в два дюйма построили большую рубку длиной около 50 м. Её стенки защищались двумя слоями железных плит общей толщиной в 10 см, а крышу покрыли железными решетками. Поверх них положили железные 2х-дюймовые плиты. Вооружение корабля составляли десять пушек - 6 девятидюймовых орудия системы Дальгрена и 4 нарезных орудия системы Брука (2 - 7-ми" и 2 - 9"-дюймовых). Корабль назвали "Виргиния".

CSS Virginia - настоящая фотография.


Узнав о строительстве такого корабля южанами, северяне подготовили им свой ответ - по проекту эмигранта из Швеции Джона Эриксона они заложили "Monitor" - совершенно новый и непохожий ни на что боевой корабль.
Бортовая броня была толщиной в 5 дюймов, днище изготовили тоже из броневых листов. Бронированными были палубный настил и борта. Самым необычным изобретением изобретением, применённым на "Мониторе", стала орудийная башня с двумя 11-дюймовыми пушками. Она могла поворачиваться, избавляя корабль от необходимости совершать сложные маневры при ведении огня.

USS Monitor - современная реконструкция.


8 марта 1862 года "Виргиния", возглавлявшая отряд из пяти кораблей южан, атаковала эскадру федералов в устье Джеймс-Ривер. Северяне в беспечности своей не были готовы к бою, не выслали сторожевых судов и чувствовали себя настолько спокойно, что даже развесили для просушки белье - дело происходило в "банный день" - субботу.
Броненосец южан начал с тарана 22-пушечного корвета "Камберленд", который тут же затонул. Заием "Виргиния" двинулась на 50-пушечный фрегат "Конгресс", который под снарядами южан спустил свой флаг. Спешивший на выручку "Конгрессу" фрегат "Миннесота" сел на мель.
Из-за наступивших сумерек, южане решили отложить разгром флота северян на следующий день.
В 8 часов утра 9 марта эскадра конфедератов двинулась добивать "Миннесоту" (подожжённый бомбами "Конгресс" накануне взорвался). И тут южане увидели прибывший ночью "Монитор", который они сначала приняли за большой плавучий буёк.
Три часа продолжалась артиллерийская дуэль железных монстров, в течение которой "Монитор" кружил вокруг "Виргинии", обстреливая её с разных сторон, а южане отвечали бортовыми залпами. Однако бомбические снаряды, успешные против деревянных кораблей, не причиняли особого вреда ни тому ни другому броненосцу.

Бой броненосцев.

Тогда "Монитор" попытался таранить противника. Он устремился к кормовой части "Виргинии", чтобы повредить её винты и руль. Но южане сумели уклониться от удара. То же самое, в свою очередь, попытались проделать и они, но накануне при атаке корвета "Камберленд" "Виргиния" потеряла свой железный таран, а её деревянный форштевень нанес "Монитору" лишь очень незначительный урон. В конце концов броненосцы разошлись в разные стороны.
Федералы считают исход поединка на Хэмптонском рейде своим успехом, так как деревянные корабли северян были спасены от неминуемого уничтожения. Опять же, историю на правах победителей пишут они, но я полагаю, что южане были более успешны, ибо они всё-таки уничтожили несколько кораблей противника.

Первенцам битвы броненосцев "Виргинии" и "Монитору" не суждена была долгая жизнь. В мае 1862 года Потомакская армия северян приблизилась к Норфолку и южане сами уничтожили свой первый броненосец. Спустя семь месяцев, 29 декабря 1862 года "Монитор" затонул в штормовую погоду.
Надеюсь, дорогие мои читатели, что вы узнали для себя что-то новое.

When there was the first battle between ironclad battleships?
May be it is strange, but it happened in the U.S. during the Civil War. On this day in 1862 in the harbour of Hampton Roads (at the mouth of the James River) there was the World"s first battle between two armored ironclad ships - "Monitor" of Northerners and "Virginia" of Southerners.
At dawn on 9 March 1862, CSS Virginia prepared for renewed combat, which was yesterday against sail ships of the Federals. The previous day, she had utterly defeated two big Federal sail warships, "Congress" and "Cumberland", destroying both and killing more than 240 of their crewmen. Today, she expected to inflict a similar fate on the grounded steam frigate "Minnesota" and other enemy ships, probably freeing the lower Chesapeake Bay region of Union seapower and the land forces it supported. "Virginia" would thus contribute importantly to the Confederacy"s military, and perhaps diplomatic, fortunes.
However, as they surveyed the opposite side of Hampton Roads, where the "Minnesota" and other potential victims awaited their fate, the Confederates realized that things were not going to be so simple. There, looking small and low near the lofty frigate, was a vessel that could only be USS "Monitor", the Union Navy"s own ironclad, which had arrived the previous evening after a perilous voyage from New York. Though her crew was exhausted and their ship untested, the "Monitor" was also preparing for action.
Undeterred, "Virginia" steamed out into Hampton Roads. "Monitor" positioned herself to protect the immobile "Minnesota", and a general battle began. Both ships hammered away at each other with heavy cannon, and tried to run down and hopefully disable the other, but their iron-armored sides prevented vital damage. "Virginia""s smokestack was shot away, further reducing her already modest mobility, and "Monitor""s technological teething troubles hindered the effectiveness of her two eleven-inch guns, the Navy"s most powerful weapons. Ammunition supply problems required her to temporarily pull away into shallower water, where the deep-drafted "Virginia" could not follow, but she always covered the "Minnesota".
Soon after noon, "Virginia" gunners concentrated their fire on "Monitor""s pilothouse, a small iron blockhouse near her bow. A shell hit there blinded Lieutenant John L. Worden, the Union ship"s Commanding Officer, forcing another withdrawal until he could be relieved at the conn. By the time she was ready to return to the fight, "Virginia" had turned away toward Norfolk, where I was several times during my marine career.



top